новый
Видео Статьи Советы Тесты Библиотека Маршруты Комиксы Видео Статьи Советы Тесты Библиотека Маршруты Комиксы

На границе тучи бродят хмуро?

На границе тучи бродят хмуро?

Граница — «линия, ограничивающая пределы чьей-либо собственности, показывающая, где кончается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого».

А что же означает понятие «граница» в психологии?

В одной из старых телепередач был поставлен своеобразный социальный эксперимент. Человек ходил по городу, заходил в магазины и общественный транспорт, при этом обращая на себя повышенное внимание окружающих. Причина была простая - все это он делал, держа вокруг талии небольшой обруч. Не то чтобы это кому-то мешало физически, но люди вокруг воспринимали эту видимую границу с раздражением и негодованием, как нечто, обидное для них. На возмущенные требования убрать обруч он спокойно объяснял, что это - его личное пространство, которое нужно ему для того, чтобы чувствовать себя комфортно, на что получал новые порции негативной реакции в свой адрес. Что же происходит? Не правда ли, нам всем доводилось сталкиваться с людьми, бесцеремонно лезущими в наши дела и чувства, пытающимися взвалить на нас какую-то нежданную и нелогичную ответственность за что-то, манипулировать нами?  

А как у вас с личностными границами?  (Пройти тест)

Какие же еще проблемы могут возникнуть из-за отсутствия правильно сформированных границ?

- неспособность сказать «нет» обидчику и положить конец непозволительному поведению

- вредные привычки (что это, как не неспособность сказать внутреннее «нет» самому себе?)

- неуважение к установленным другими людьми рамкам, как следствие - неумение принимать отказы от других

- неготовность достигать поставленных целей, ради чего иногда приходится превозмогать собственные слабости

 - готовность взвалить на себя ответственность за проблемы других людей

- склонность к манипулированию или наоборот, способность легко оказаться объектом манипуляции

- неумение сближаться и налаживать искренние отношения с другими людьми

 - неспособность быть откровенным с близкими

- неспособность отстаивать свое мнение под давлением извне

- неспособность конструктивно решать конфликты

- комплекс жертвы (Я все тебе отдала, а ты…)

- неорганизованность и неумение доводить дело до конца.

Как видите, причин для того, чтобы обратить внимание на формирование правильных границ у ребенка (не путать с возведением стен!), достаточно.

Дети не рождаются с готовыми границами. Они их усваивают благодаря общению и дисциплине. Давайте посмотрим, как простые ситуации взаимодействия ребенка с родителями влияют на формирование границ, а через них - на чувство защищенности.

Предположим, ребенок настойчиво требует чего-то, чего мы давать ему не планируем (ну, скажем, новую компьютерную игру) или отказывается выполнить требование (лечь спать вовремя): 

Если же родитель эффективно и правильно реагирует на попытку ребенка нарушить границу:

Обучение

Так же, как вы обучаете ребенку другим навыкам, прививайте ему понимание принципов формирования границ. Ребенок младшего школьного возраста уже в состоянии взять на себя ответственность за свое поведение на людях, оценки в школе, порядок в комнате, сдержанность при раздражении. Главное, что он не должен никого другого винить, если неприятные последствия в этих областях все-таки наступают.

Собственный пример

Дети наблюдают за вами и учатся тому, как вы сами используете границы в повседневной жизни. Они видят, как вы обращаетесь с ними, с супругом, относитесь к своей работе. И подражают они не только в хорошем, но и в плохом. Напомним, что для младшего школьника характерно следование авторитету значимого взрослого -  подростковая "вольница" еще впереди. Обучить детей на собственном примере намного легче, чем в процессе некого специального обучения.

Самый простой способ – ввести единые правила, универсальные для всей семьи. При этом для разных членов семьи могут быть определены разные права и привилегии, никто не предлагает взрослым ложиться спать в то же время, как маленькому ребенку. Но отдельные пункты должны быть едины для всех. Например, никто не имеет права перебивать говорящего

 

Давайте же резюмируем, в каких социальных сферах ребенок должен сформировать границы:

- управление собственными эмоциями 

- отношение к происходящему (мнение по поводу окружающих людей, вещей, осознанная позиция)

- ответственность

 

Что может стать полигоном для тренировки границ? Для формирования чувства личного пространства прекрасно подойдет комната или уголок школьника, а задать временные рамки поможет расписание. 

Так, мы должны дать ребенку понять, что его комната – это его пространство, которым он может распоряжаться. Но кроме права на это пространство, у него есть и обязанности по его содержанию, уборке и т.д.  Следует добиваться, чтобы ребенок соблюдал их неукоснительно. 

Совет: в период приучения своего малыша к уборке в своей комнате стоит давать не общие указания («Приберись». «Приведи свою комнату в порядок»). Раз за разом проговаривайте, что именно следует сделать («Собери игрушки в ящик, расставь книжки на полке, заправь постель, убери с поверхности стола все, кроме тетради и пенала»). Иногда таким образом стоит помочь и более старшему ребенку, если вы замечаете, что алгоритм уборки "поплыл" – не бойтесь вернуть его к пошаговым действиям.

 

Несколько советов по формированию границ можно прочесть здесь .

В разговоре с ребенком о границах вам могут помочь эти материалы.