Возможно, прочитав заголовок, вы внутренне напряглись. Как это? Сейчас нас будут учить… наказывать?! Собственного ребенка? А это вообще законно?
Какой цели хочет достичь родитель, если он принимает непростое решение - ребенок заслужил наказание?
Понятно, что у любящих мамы или папы не стоит цель ухудшить жизнь родного маленького человека, причинить ему мучения – физические или моральные. Главное, чего мы хотим достичь, как правило, – прекратить негативное поведение ребенка. А для этого ребенок должен понять несколько вещей:
что и почему он делает не так?
как можно поступить по-другому?
Следует понимать, что младший школьник уже прошел «курс хорошего поведения» и дома, и в детском саду, и, как правило, отлично разбирается в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Однако никто не отменял стихийных бунтов (ребенок заявляет таким образом о своих правах). Кроме того, у младшего школьника еще недостаточно выстроена система саморегуляции, а значит, может не хватить возможностей для управления своим поведением. Ну и опыт его еще не настолько велик, чтобы правильно прогнозировать все последствия своего поведения.
Вот мы и пришли к понятию «правильного» наказания. Это наказание, которое не травмирует ребенка, а позволяет ему осмыслить свое поведение, сделать вывод, почему оно не допустимо, принять решение больше так не поступать, получить и принять альтернативный вариант поведения. Такое наказание формирует у ребенка представление о границах дозволенного, позволяет избежать эгоистического, неуважительного отношения к другим людям, приучает к рефлексии и самоанализу, ответственности за свои поступки.
Принципы наказания
1. Наказать можно за нарушение только того правила, о котором ребенок знал заранее. Если вы собираетесь наказать ребенка за то, что он играл с приятелями в опасной близости от железнодорожных путей, вспомните для начала – а вы точно рассказывали ему о правилах безопасности? Если выяснится, что нет – что ж, самое время для разговора и объяснения.
2. В сознании ребенка наказание должно быть связано с самим проступком, а не с тем, что он «плохой», «лентяй», «хулиган» и т.д. Объясните ему причину наказания. Тогда ребенок поймет, что был не прав и не будет на вас обижаться.
3. Наказание должно следовать сразу после плохого поступка – нельзя их «копить», вести им счет, чтобы потом «воспитать» сразу за всё, ведь в этом случае у ребенка не сформируется связь между проступком и его последствиями. Но в то же время постарайтесь взять небольшую паузу, хотя бы в несколько минут, для того чтобы успокоиться и понять, поможет ли выбранный способ достичь желаемого поведения ребенка.
Совладать со своими эмоциями и выбрать правильную линию поведения помогут два мини-упражнения.
Если чувствуете, что вот-вот сорветесь, остановитесь и спросите себя: "Почему я это делаю? Какова доля того, что сделал ребенок, в моем гневе? А сколько в нем бессилия? Усталости? Раздражения на мужа или других людей?".
Представьте, что на месте сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для вас взрослый человек – муж, мама или подруга; в) вы сами. Позволили бы вы себе в этом случае поступить так, как собираетесь?
Также вы можете использовать методику 4 шагов.
4. Наказание должно быть соразмерно проступку. Жесткие наказания по любому, даже не очень серьезному поводу, прямой путь к психологическим проблемам в будущем. В то же время слишком мягкого наказания ребенок может даже не заметить.
5. Наказание не должно быть длительным. Запретив ребенку что-то, что он любит, на долгое время, вы из режима воспитательного действия перемещаете его в режим «нужды и лишений». Ребенок успеет почувствовать себя несчастным и обиженным, а значит, воспитательный эффект будет утерян.
6. Нельзя (нет, НЕЛЬЗЯ!) наказывать сном, ограничением пищи, холодом, изоляцией ребенка в темноте. Есть много доказательств тому, что воспитательная ценность таких наказаний равна нуля, вреда же они приносят много.
7. Полностью исключите наказания учебой, выполнением домашних заданий, занятиями, связанными с развитием творческих способностей ребенка. У ребенка должны быть определенные обязанности в школе и дома, однако они не должны в его глазах становиться наказаниями. Если вы будете принуждать чем-то заниматься, подчеркивая, что это – в наказание (уборкой в своей комнате, музыкой, дополнительными уроками) – ваш ребенок гарантированно разлюбит этот вид деятельности. Не удивляйтесь потом, что ребенок ненавидит работу по дому.
8. Помните: нельзя наказывать за чувства (обиду, раздражение, злость и т. д.) – мы все имеем право на любые переживания и эмоции. Другой вопрос, как мы эти чувства выражаем. Например, если ребенок в порыве обиды или гнева что-то сломал или испортил, можно потребовать прекратить это, сказав: "Я понимаю, что тебе обидно, но портить вещи в нашем доме не разрешается". При этом не стремитесь любой ценой унять детские слезы и подавить эмоции. Лучше помогите ребенку, научите его выплескивать их более приемлемым способом.
9. Ребенок ослушался вас, и вы приняли решение наказать его за это? Убедитесь в отсутствии свидетелей. Подумайте сами – на месте ребенка смогли бы вы воспринять урок, если бы почувствовали себя униженным, или вам захотелось бы проявить еще больше упрямства?
10. Не надо сравнивать ребенка с другими детьми. «Сын маминой подруги» - для взрослых и знающих себе цену людей это всего лишь забавный мем, а у ребенка постоянные сравнения с «недостижимыми идеалами» смогут воспитать только неуверенность в себе и своих силах.
О том, какие методы наказания рекомендуют педагоги, читайте здесь.