новый
Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты

Чего не стоит делать, приучая подростка к самостоятельности

Чего не стоит делать, приучая подростка к самостоятельности

Несколько простых «нет», которые стоит соблюдать, если вы хотите, чтобы ваш подросток научился ответственности и самостоятельности.

1. Перестать интересоваться его жизнью в тех зонах, которые вы не контролируете

Если вы не можете контролировать его учебу, это вовсе не значит, что ей больше не надо интересоваться и можно «умыть руки». Вы по-прежнему можете проявлять заинтересованность, свои чувства – положительные при успехах или отрицательные в случае неудач. Это послужит для него «маркером» правильности или неправильности происходящего. 

2. Продолжать жить в иллюзии, что ваш подросток вам подконтролен 

Это непросто для родителя, который в этот период находится в некой «ловушке», потому что по-прежнему отвечает за своего ребенка перед обществом, в т.ч. юридически. И когда, например, из школы звонят с требованиями сделать что-то с нарушениями дисциплины и прогулами, первый импульс – навести порядок немедленно, запретить, заставить, наказать. Но пора признать – прямым контролем и прямым воздействием вы решить ничего не можете.

3. Стремиться отвечать за жизнь подростка в любой ситуации

Он должен научиться отвечать за себя сам. Важно понимать, что через несколько лет он должен стать самостоятельным человеком. И это главное умение, которому он должен научиться к восемнадцати годам – научиться отвечать за себя. Вам не пройти этот путь за него, но сейчас у него еще есть несколько лет, чтобы потренироваться в самостоятельности.

Два основных маркера неоптимального баланса ответственности и контроля у родителя – высокий уровень тревоги и чувство усталости

4. Вводить дисциплину, основанную на жесткости

К сожалению, именно в этот период у некоторых родителей включается жесткость и даже жестокость по отношению к подростку. Конечно, это происходит из самых лучших побуждений – чтобы он не натворил бед и ошибок, не совершил непоправимых действий. Но важно понять – как только включается механизм подавления, подросток перестает чувствовать, что он несет ответственность за себя, и начинает тупо сопротивляться вашим действиям. На противостояние тратится энергия, которая предназначена для того, чтобы подросток мог расти и становиться самостоятельным.

Из позитивного русла (ответственность за себя) она переходит в негативное (энергию протеста). И если вы чувствуете, что протест силен, ваш подросток «упрям как баран», «никого не хочет слушать», «хоть кол на голове теши», «как об стену горох» (можно продолжать эти «поэтические» сравнения) – значит силен и потенциал вашего ребенка стать ответственным и самостоятельным человеком. И станет еще сильнее, если помочь. Но исчезнет, если, продолжая говорить образно, «переломить его через колено».