«Думай о смысле, а слова придут сами!», – поучал один из персонажей «Алисы в стране чудес» главную героиню. Совет дельный, но не универсальный. Ведь нашему собеседнику «разматывать» клубок сказанного приходится в обратном направлении, и тогда именно словесная форма, в которую мы облекли свое сообщение, задает общий смысл сказанного.
Зачастую мы вносим ясность в разговор, называя те чувства и эмоции, которые мы испытываем. Это помогает собеседнику понять нашу точку зрения.
Гораздо труднее задача проговаривания чувств собеседника. В отношении другого человека всегда требуется больше почтительности. Формулировки, которые мы «рубим с плеча», воспринимаются как оценка или издевательство и вызывают естественную негативную реакцию. Здесь больше подходят формулировки-вопросы, формулировки-предположения, как бы вы себя чувствовали в такой ситуации.
А проговаривая чувства ребенка, к тому же необходимо быть понятным, доступным.
Мы можем облечь чувства в слова, подчеркивающие «полутона» наших эмоций. Так мы помогаем ребенку распознавать и фиксировать больший спектр эмоциональных реакций, способствуя развитию его эмоционального интеллекта.
Например, можно сказать: Я злюсь
А можно: Меня задевает, я не совсем доволен, мне не нравится.
Точно так же можно спросить ребенка: Ты злишься?
Или: Ты недоволен? тебе не нравится?
Я боюсь – я опасаюсь, неуверен, мне не по себе…
Ты боишься – …тебе не по себе, страшновато…?
Проговорить (вербализовать) чувства можно напрямую:
Я удивлен… – ты удивлен
Я огорчен… – ты огорчен
Меня задевает… – тебя задевает
Меня тревожит… – тебя тревожит
Меня беспокоит… – тебя беспокоит
Я опасаюсь… – ты опасаешься.
Так и косвенно:
Я согласен, что это может вызвать протест.
Я согласен, что это вызывает неприятные чувства…
Я понимаю, что с этим не хочется соглашаться…
Да, это, конечно, огорчительно.
Звучит так, как будто ты…( например, не совсем доволен)…из-за того, что…
Ты выглядишь… (например, растерянным)…из-за того что…
Может ты… (огорчился) из-за …
Похоже, что ты… (переволновался) из-за…
А также метафорически:
Я киплю как чайник, просто до потолка готов подпрыгнуть, так мне это не нравится…
Я трясусь от волнения как осиновый лист…
Главное – проговаривать самим и учить этому своего ребенка.
Хотите немного потренировать навык вербализации чувств? Попробуйте заполнить небольшую памятку, придумав альтернативные формулировки чувств, а затем используйте ее в разговоре с ребенком.
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств | Более уважительные и понятные детям формулировки для проговаривания чувств |
Мне обидно, Тебе обидно |
|
Я злюсь, Ты злишься |
|
Я не понимаю, Ты не понимаешь |
|
Я боюсь, Ты боишься |
|
Я нервничаю, Ты нервничаешь |
|
Меня бесит, Тебя бесит |
|
Я подавлен, Ты подавлен |
|
Мне противно, Тебе противно |