Существует тесная связь между наказаниями и учебой. С одной стороны, дети, которых регулярно бьют, редко успешны в школе в связи с неуверенностью в себе, с другой – неуспешность ребенка в школе часто провоцирует физические наказания.
Для большинства родителей школьная успеваемость является интегральной оценкой «хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Зачастую образуется замкнутый круг:
неуспешность и/или нежелание учиться провоцирует наказания ↔ наказания ухудшают ситуацию в школе (нарастают неуверенность, страхи и т.д.).
Разорвать этот круг редко удается достаточно быстро и лишь тогда, когда наряду с оказанием помощи ребенку (например, в преодолении школьных проблем) проводится работа с родителями.
Сочетание наказаний и неудовлетворительной успеваемости – самый распространенный вариант в практике и один из наиболее трудно поддающихся изменению. ребенок, который плохо учится, часто формирует защиту по типу «мне не нравится учиться», а родители все общение с ним склонны формировать вокруг этой проблемы (на вопрос, обращенный к матери: «Чем вы занимаетесь в свободное время?» – психологи нередко получают распространенный ответ: «Уроки учим»). При этом у учителей формируются стереотипы восприятия ребенка как заведомо неуспешного, мешающие учителю замечать позитивные изменения в учебе.
Ситуация, встречающаяся в реальной жизни, часто выглядит таким образом:
Ребенок с трудностями в изучении русского языка пишет диктант на двойку, с двадцатью ошибками на листе. С ним начинает дополнительно заниматься другой учитель, вне школы.
Следующий диктант ребенок пишет уже с десятью ошибками и получает… ту же двойку, хотя его успешность увеличилась вдвое. Только благодаря тому, что ребенок параллельно занимается с психологом, удается сделать так, что он не теряет надежды.
Через полгода ребенок пишет диктант с четырьмя ошибками и снова получает двойку! Учителя в школе не обратили внимания на позитивную динамику и не смогли ее оценить. В центре их внимания по-прежнему оставалась его успеваемость. Взрослые прошли мимо его действительных успехов и достижений.
При школьной неуспеваемости физические наказания особенно плохо влияют на ситуацию. При их применении формируется такой комплекс негативных эмоций по отношению к учебе, который не дает ребенку даже с хорошими интеллектуальными способностями возможности реализовать их. Отвращение к учебе и подготовке уроков, плохое отношение к себе, страх перед учителями и классом, ожидание неудачи при ответах и контрольных, чувство несостоятельности и бессмысленности затрачиваемых усилий, страх наказаний и т.п. – самые частые эмоциональные реакции. Согласитесь, они не мотивируют на более успешную учебу.
Отмена физических наказаний – необходимое условие для разрешения проблем, но одного этого недостаточно. Приходится затрачивать много усилий и времени, чтобы изменить такую мотивацию к учебе, преодолеть негативные переживания, повысить уверенность в своих возможностях, а также сформировать привычку регулярно заниматься.