Физическое развитие
За период от 6 до 12 лет вес тела ребенка удваивается - примерно от 18 до 36 кг. В росте большинство детей вытягивается по 5 – 7 см в год.
В костной ткани детей меньше неорганических соединений, больше воды и белков, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц.
Грудная клетка ребенка в этом возрасте меняет свою форму, превращаясь из цилиндрической в бочкообразную. Для легких появляется больше места, а, следовательно, ребенок получает больше кислорода и становится более выносливым по сравнению с дошкольником.
Растущая мышечная масса заставляет ребенка постоянно находиться в движении, бегать, прыгать, лазать. При этом ребенку реально трудно продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
В то же время мышечная ткань в младшем школьном возрасте еще недостаточно развита, именно этим объясняется неловкость, нескоординированность движений и быстрая утомляемость.
К 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой, а вес мозга увеличивается, достигая к 10 годам 90 % веса мозга взрослого человека.
Однако различные области мозга развиваются неравномерно. Так, область мозга, отвечающая за речь, продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет.
Теменные доли головного мозга, начинают созревать только ближе к 9 годам. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте резко повышается, поэтому ребенок становится способен усваивать программу средней школы.
Префронтальная кора, отвечающая за целеполагание и «социальный контроль», созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы, просчитывать последствия своих поступков, действовать в направлении поставленной цели.
Интенсивное развитие психики, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.