новый
Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты

Как наказать ребенка

Как наказать ребенка

Возможно, прочитав заголовок, вы внутренне напряглись. Как это? Сейчас нас будут учить… наказывать?! Собственного ребенка? А это вообще законно?

Какой цели хочет достичь родитель, если он принимает непростое решение -  ребенок заслужил наказание?

Понятно, что у любящих мамы или папы не стоит цель ухудшить жизнь родного маленького человека, причинить ему мучения – физические или моральные. Главное, чего мы хотим достичь, как правило, – прекратить  негативное поведение ребенка. А для этого ребенок должен понять несколько вещей:

что и почему он делает не так?

как можно поступить по-другому? 

Следует понимать, что младший школьник уже прошел «курс хорошего поведения» и дома, и в детском саду, и, как правило, отлично разбирается в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Однако никто не отменял стихийных бунтов (ребенок заявляет таким образом о своих правах). Кроме того, у младшего школьника еще недостаточно выстроена система саморегуляции, а значит, может не хватить возможностей для управления своим поведением. Ну и опыт его еще не настолько велик, чтобы правильно прогнозировать все последствия своего поведения.

Вот мы и пришли к понятию «правильного» наказания. Это наказание, которое не травмирует ребенка, а позволяет ему осмыслить свое поведение, сделать вывод, почему оно не допустимо, принять решение больше так не поступать, получить и принять альтернативный вариант поведения. Такое наказание формирует у ребенка представление о границах дозволенного, позволяет избежать эгоистического, неуважительного отношения к другим людям, приучает к рефлексии и самоанализу, ответственности за свои поступки.

 

Принципы наказания

1. Наказать можно за нарушение только того правила, о котором ребенок знал заранее. Если вы собираетесь наказать ребенка за то, что он играл с приятелями в опасной близости от железнодорожных путей, вспомните для начала – а вы точно рассказывали ему о правилах безопасности? Если выяснится, что нет – что ж, самое время для разговора и объяснения.

2. В сознании ребенка наказание должно быть связано с самим проступком, а не с тем, что он «плохой», «лентяй», «хулиган» и т.д. Объясните ему причину наказания. Тогда ребенок поймет, что был не прав и не будет на вас обижаться.

3. Наказание должно следовать сразу после плохого поступка – нельзя их «копить», вести им счет, чтобы потом «воспитать» сразу за всё, ведь в этом случае у ребенка не сформируется связь между проступком и его последствиями. Но в то же время постарайтесь взять небольшую паузу, хотя бы в несколько минут, для того чтобы успокоиться и понять, поможет ли выбранный способ достичь желаемого поведения ребенка.

Совладать со своими эмоциями и выбрать правильную линию поведения помогут два мини-упражнения.

Если чувствуете, что вот-вот сорветесь, остановитесь и спросите себя: "Почему я это делаю? Какова доля того, что сделал ребенок, в моем гневе? А сколько в нем бессилия? Усталости? Раздражения на мужа или других людей?".

Представьте, что на месте сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для вас взрослый человек – муж, мама или подруга; в) вы сами. Позволили бы вы себе в этом случае поступить так, как собираетесь?

Также вы можете использовать методику 4 шагов.

4. Наказание должно быть соразмерно проступку. Жесткие наказания по любому, даже не очень серьезному поводу, прямой путь к психологическим проблемам в будущем. В то же время слишком мягкого наказания ребенок может даже не заметить.

5. Наказание не должно быть длительным. Запретив ребенку что-то, что он любит, на долгое время, вы из режима воспитательного действия перемещаете его в режим «нужды и лишений». Ребенок успеет почувствовать себя несчастным и обиженным, а значит, воспитательный эффект будет утерян.

6. Нельзя (нет, НЕЛЬЗЯ!) наказывать сном, ограничением пищи, холодом, изоляцией ребенка в темноте. Есть много доказательств тому, что воспитательная ценность таких наказаний равна нуля, вреда же они приносят много.

7. Полностью исключите наказания учебой, выполнением домашних заданий, занятиями, связанными с развитием творческих способностей ребенка. У ребенка должны быть определенные обязанности в школе и дома, однако они не должны в его глазах становиться наказаниями. Если вы будете принуждать чем-то заниматься, подчеркивая, что это – в наказание (уборкой в своей комнате, музыкой, дополнительными уроками) – ваш ребенок гарантированно разлюбит этот вид деятельности. Не удивляйтесь потом, что ребенок ненавидит работу по дому.

8. Помните: нельзя наказывать за чувства (обиду, раздражение, злость  и т. д.) – мы все имеем право на любые переживания и эмоции. Другой вопрос, как мы эти чувства выражаем. Например, если ребенок в порыве обиды или гнева что-то сломал или испортил, можно потребовать прекратить это, сказав: "Я понимаю, что тебе обидно, но портить вещи в нашем доме не разрешается". При этом не стремитесь любой ценой унять детские слезы и подавить эмоции. Лучше помогите ребенку, научите его выплескивать их более приемлемым способом.

9. Ребенок ослушался вас, и вы приняли решение наказать его за это? Убедитесь в отсутствии свидетелей. Подумайте сами – на месте ребенка смогли бы вы воспринять урок, если бы почувствовали себя униженным, или вам захотелось бы проявить еще больше упрямства?

10. Не надо сравнивать ребенка с другими детьми. «Сын маминой подруги» - для взрослых и знающих себе цену людей это всего лишь забавный мем, а у ребенка постоянные сравнения с «недостижимыми идеалами» смогут воспитать только неуверенность в себе и своих силах.

 

О том, какие методы наказания рекомендуют педагоги, читайте здесь.