2024
Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты Комиксы Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты Комиксы

5 главных вопросов, на которые должен ответить себе подросток

5 главных вопросов, на которые должен ответить себе подросток

Все «хождения по мукам» подросткового возраста - это попытки подростка ответить самому себе на 5 важных вопросов:

Давайте попробуем задуматься над этими вопросами вместе с подростком.

Кто я?

Когда я был ребенком, я про это не думал. Я просто занимался своими делами, делал, что хочу, мне было интересно, я слушался родителей, ходил в школу, и вся моя жизнь была достаточно понятна и ясна. Если раньше на вопрос «кто ты, мальчик (девочка)?», - я бодро отвечал «Вася (Лена)», и считал ответ исчерпывающим, то сейчас этот простой вопрос ставит меня в тупик. Потому что заставляет задуматься над следующим вопросом.

Какой я? 

Мне нужно разобраться с тем, что я из себя представляю, какими качествами обладаю, что я умею, чего не умею, на что могу рассчитывать.

Внешность

Я красивый? Симпатичный? Или просто урод? Мне досталась «удачная» физическая оболочка или мне надо что-то сделать, чтобы ее улучшить? Раздумья на эти темы заставляют подростков судорожно улучшать свою внешность – красить волосы в зеленый цвет, делать татуировки, прокалывать пупок, бриться или отращивать волосы, экспериментировать со стилями одежды – делать все, чтобы найти тот образ, который устроит его самого.

Сексуальная ориентация

Вопрос относительно новый. Еще пару десятков лет назад подростки не задумывались над своей ориентацией – в порядке вещей было, что она «обычная». Сейчас вопросов стало больше, появилось представление, что люди могут быть разной сексуальной ориентации, и вопрос «А кто мне нравится – мальчики или девочки» заставляет задуматься подростка.

Сомнения в своей ценности и адекватности

Ответ на вопрос «какой я?» еще не найден,  и отсюда сомнения – «а может, «не такой?».  Неуверенность, которую мы наблюдаем у подростков, размытость представлений о себе, тревожность  - это от того, что просто он еще не понимает: «Я вообще ценный человек? Хороший ли? Все ли со мной в порядке?»

Ощущение необходимости строить свое «я»

Понимание необходимости выстраивать свою личность, развивать ее приходит обычно в старшем подростковом возрасте. Но с 11 до 14 лет подросток учится ориентироваться в себе и своих возможностях, ведь прежде чем принять решение о развитии, надо понять, в какую сторону развиваться. Подросток пробует новое, увлекается  чем-то и быстро остывает. Это нормально – он изучает себя.

Отношения с самим собой (чувства, ценности, выбор, границы)

Подросток учится понимать, что он чувствует, и разбираться в своих чувствах. Понимание своих чувств – важное качество человеческой личности. Именно в подростковом возрасте возникает биологическая потребность разобраться в своих чувствах.

С ценностями происходит не менее интересная ситуация. Для того, чтобы человек понял, какие ценности являются лично его, он вынужден отвергнуть все те ценности, которые были ему известны до сих пор. Происходит то, что мы наблюдаем – подросток отказывается от авторитетов, от знакомых ему с детства правил, чтобы построить что-то новое. «… разрушим до основанья, а затем…» - это как раз про подростков. Ценности – это базовая часть личности для человека, они не могут меняться часто, по сути любое их изменение для человека любого возраста – это всегда кризис. Поэтому изменение ценностей в подростковом возрасте – это действительно кризис для личности человека, болезненная перестройка, несмотря на то, что в результате вырастет что-то прекрасное и замечательное. Да, формируются ценности, которые будут определять жизнь человека в дальнейшей жизни, но это не может переживаться легко и приятно.

На основе формирующихся ценностей подросток строит свой выбор. В разных источниках достаточно статей о том, как помогать подросткам делать выбор, но важно понять: научиться его делать они должны на своем опыте. Невозможно научить на чужих ошибках. Как бы нам ни хотелось за ребенка что-то решить и помочь ему в выборе, он должен делать это самостоятельно – совершать поступки, ощущать последствия, нести ответственность. Только тогда он научится выбирать действительно сам.

У каждого человека есть границы допустимого и недопустимого. Как подростки знакомятся с этим понятием? Правильно, сначала они нарушают все границы, и только потом постепенно начинают отстраивать новые. Напоминает историю с ценностями? :) Бывает, что окружающим в этот момент не очень здорово находиться рядом, но мы должны помнить – это необходимая часть взросления. Каждый из нас в свое время должен был пройти через такое, и скорее всего прошел.  

Чего я стою в этой жизни

Это вопрос, ответ на который складывается из всех предыдущих пунктов. На основе того, как подросток ответил себе на вопросы о внешности, сексуальной ориентации и т.д., в конце подросткового возраста делается вывод: «А чего я стою? И стою ли?». Если подросток не ответил для себя на предыдущие вопросы, то к концу подросткового возраста мы можем наблюдать такое явление, что человек абсолютно потерян, не видит ценности своей жизни, порой не хочет жить, все плохо. Это так называемый негативный сценарий проживания этого периода своей жизни.

В конце подросткового возраста должна появиться перспектива будущего. Ответив на все перечисленные вопросы, подросток может построить план на дальнейшую жизнь: где он хочет учиться, кем примерно он будет работать, какую семью он хочет создать и т.д.

Заметьте, в норме это происходит только в конце подросткового возраста. Поэтому, когда мы начинаем терзать 13-летнего человека вопросами: «кем ты будешь?» и «куда ты пойдешь учиться?» - это преждевременно, не стоит ожидать от него взвешенного решения.

Что мне делать со своей жизнью?

Главный вопрос. Когда я разбираюсь, какой я, мне нужно понять, что я буду делать всю свою жизнь дальше. Глобальные вопросы: ради чего я живу? В чем смысл жизни? – актуальны для подростков. Нам эти вопросы могут казаться немного смешными и надуманными, но это потому, что к своим годам мы в целом с этими вопросами разобрались. А для подростка эти вопросы являются абсолютно новыми, и поиск ответов занимает ближайшие несколько лет их жизни. Это совсем не значит, что он отвечает на эти глобальные вопросы раз и навсегда – следующий возраст, когда человек вернется к раздумьям на эти темы – это примерно 32-33 года (возраст Христа), но первичное определение происходит именно сейчас.

Как мне взаимодействовать с другими людьми? 

Общение со сверстниками – ведущая деятельность в подростковом возрасте. Почему так происходит? В мире взрослых у ребенка всегда положение немного «снизу». До наступления подросткового возраста ребенок ориентируется на взрослого (сначала родителя, затем учителя). Взрослый является для него авторитетом. В подростковом возрасте эта модель больше не работает. Мы все еще воспринимаем его как ребенка, но он хочет думать, что он взрослый, и поступать соответственно. Ему хочется общаться на равных, и это общение он находит в среде сверстников. Это та среди, где ему интересно, где ему хочется общаться, завоевывать авторитет, искать свои социальные роли. Взрослый, если постарается, тоже может стать «равным» для подростка, и тогда он будет интересен.

Как мне взаимодействовать с окружающим миром?

После «успешного» разрушения прежних границ и правил подросток начинает искать новую опору. В чем она будет состоять? И здесь наступает время следующих вполне типичных реакций:

  • реакция эмансипации, строительства собственной иерархии ценностей (мы уже упоминали о «… разрушим до основанья, а затем…»)
  • реакция протеста на внешнее вмешательство или помощь («Я сам» на новом уровне). Отказ от любой помощи взрослых, давления и навязывания, отказ от предлагаемых форм – это все то, что взрослым не нравится и вызывает раздражение, от чего порой могут опускаться руки. Тем не менее, реакция протеста – это нормально.
  • свобода как ценность. Свобода понимается как «я буду делать то, что я хочу, что считаю нужным». Эта свобода, часто пугающая взрослых, необходима для того, чтобы «расчистить площадку», подготовить плацдарм для дальнейших действий.
  • эксперименты. Подростки экспериментируют буквально со всем. Самые заметные, конечно, эксперименты с собственной внешностью. А вот если я покрашу волосы в зеленый цвет – это будет хорошо или здорово? А если я очень ярко накрашусь – это будет круто или нет? А если я надену очень короткую юбку – это будет красиво или некрасиво? Эксперименты с сексуальностью. Первые половые опыты, эксперименты с людьми своего пола – это тоже история про то, что хочется попробовать и выбрать.  Эксперименты с психоактивными веществами, которые, конечно, опасны, но  происходят они тоже в основном для того, чтобы что-то понять про себя. Эксперименты с отношениями с другими людьми. А если я буду на них кричать и ругаться – будет ли это хорошо или нет? А если буду милым и ласковым – как будет? Узнать все любой ценой. Узнать и попробовать прямо сейчас – это такой способ познать мир. А еще – понять свое место в мире. 
  • принадлежность к субкультурам. Вы думаете, они совершенно лишены осторожности и страха? Они боятся, еще как. И чтобы было меньше страшно, надо обязательно прибиться к группе людей, наиболее симпатичной. Подростковые субкультуры основываются именно на этом – принадлежность к какой-то группе расценивается как поиск обретения себя. Становится не так страшно, но и свобода вроде никуда не девается (хотя группировка сама по себе может накладывать рамки и ограничения).

Подросток оттачивает навыки реагирования на окружающий мир. И здесь родители могут сыграть для него хорошую службу, если постараются. Покажите подростку некую модель, как выстраивать отношения с окружающим миром так, чтобы это было приемлемо, адекватно и доставляло положительные эмоции, а не ранило обе стороны взаимодействия.