1. Принцип ощутимых последствий
Первый принцип заключается в том, что ребенок на себе изучает правило «Что посеешь, то и пожнешь». Проще говоря, ощутимым последствием неправильного поступка ребенка будет не наш выговор, а те естественные последствия, которые вытекают из него.
– Милый, ты так долго собирался. Теперь мы не успели в кино, ведь сеанс, на который мы планировали пойти, уже начался.
– Дорогая, тебе надо было заранее подумать о том, что для поделки тебе понадобятся шишки. Теперь, поздно вечером, мы уже не сможем их найти.
Такими ситуациями мы возвращаем ребенку ответственность за последствия поступка. Это действует куда более сильно, чем бесконечные нотации, которые в определенный момент времени он просто перестает слышать.
2. Принцип свободы выбора
Принцип заключается в том, что ребенок должен понимать, что его ждет в случае того или иного выбора. Это касается как ощутимых последствий (вспоминайте, младший школьник вследствие незрелости префронтальной коры головного мозга не всегда может прогнозировать результаты своего поведения, ему надо помочь в этом), так и тех мер, которые предпримете вы, чтобы пресечь то или иное поведение.
– Ты должен будешь вернуться из гостей не позже девяти, иначе мне придется запретить тебе ходить в гости
– Если ты будешь забывать варежки дома и ходить на морозе с голыми руками, они покраснеют и начнут болеть
Ребенок должен понимать, между какими вариантами он выбирает. Правильный выбор – только хорошие последствия. Неверный выбор – риск наступления плохих.
3. Поощряйте
Если ребенок выбирает правильную линию поведения – не стесняйтесь поощрять его, в том числе и предоставлением большей степени свободы. Подчеркните, что дополнительные привилегии он получает не просто от вашей неземной доброты, а потому что степень доверия к нему в этом вопросе повысилась.
Точно не надо поощрять за то, что ребенок выполнил задание, полностью соответствующее его уровню развития, которое не потребовало от него дополнительных усилий, за выполнение им своих прямых обязанностей.
Вознаграждение к месту тогда, когда человек достиг большего, чем от него ожидалось.
4. Проявите сочувствие
Под запретом должна остаться классическая фраза, любимая многими поколениями мам и пап:
- я же тебе говорил(а)...
Вместо этого посочувствуйте ребенку, ведь он уже расхлебывает последствия своего поступка или испытывает то ограничение, которое вы на него наложили.
Скажите ему:
– Мне очень жаль, что я вынуждена была отобрать у тебя велосипед, но ты должен понять, что кататься по дороге опасно.
– Сочувствую, тебе, наверное, было нелегко сегодня стоять у доски с невыученным стихотворением.
Мы должны поддержать ребенка в том, что он получил ту сложность, трудность или неприятность, которая была вызвана его поведением. А то, что вы проговорите свои и его эмоции, позволит ему лишний раз зафиксировать их, и это станет основой для выбора варианта поведения в следующий раз.
5. Вмешательство в закон
Безусловно, родителям непросто выдерживать твердую линию и действительно оставить ребенка наедине с последствиями его поведения. И мы сидим, по полуночи клея аппликацию, рисуя плакат и вышивая грибочек, и даже начинаем получать от этого процесса удовольствие, не так ли?
Не ругайте себя за это. Это естественное желание защитить птенчика от всех неприятностей жизни. И все-таки, если так уж случилось, проговорите, что это не изменение правила, а «в первый и последний раз». Мы же не говорим с вами о ситуациях, по-настоящему угрожающих жизни или здоровью ребенка? А двойку за аппликацию вы точно переживете.