Шаг 1 - Переход от школы к дому
Создайте обязательный «буфер» между школой и домашкой. Минимум 1.5-2 часа на свободную деятельность: прогулка, еда, игры, ничегонеделание. Никаких напоминаний об уроках в этот период.
Шаг 2 - Совместное планирование
Не говорите «Садись за уроки». Используйте технику:
- «Составь список». Ребенок самостоятельно выписывает все задания на день в столбик.
- «Расставь приоритеты». Спросите: «Что будешь делать сначала, что потом?». Дайте ему возможность выбрать порядок. Это включает область мозга, ответственную за планирование.
«Оцени сложность». Предложите отметить галочкой 1-2 самых сложных задания. Это поможет вам понять, где может потребоваться ваша поддержка.
Шаг 3 - Техника «Помоги мне сделать это самому»
- Самостоятельный старт. Ребенок начинает делать задание один. Ваша роль — не стоять над душой, а заниматься своими делами поблизости.
- Правило одного вопроса. Договоритесь, что если возникнет сложность, он может задать вам ОДИН конкретный вопрос. Вы не решаете за него, а помогаете преодолеть препятствие: «Прочитай условие еще раз вслух», «Как ты думаешь, с чего здесь можно начать?».
- Проверка. Объясните, что проверять вы будете только готовое задание. Не вмешивайтесь в процесс. Если найдете ошибку, не говорите «здесь неправильно». Скажите: «Я нашел одно место, где можно улучшить результат. Попробуй найти его сам». Это тренирует самоконтроль.
Шаг 4 - Фиксация успеха
После выполнения всех пунктов из списка обязательно отметьте это: «Ты сегодня сам спланировал и выполнил весь объем. Молодец». Акцент на процессе, а не на результате.
