Маршрут «Стресс-менеджмент для мам и пап»
Ваш малыш регулярно радует вас своей самостоятельностью? Или наоборот, подросшее чадо не спешит взваливать на себя обязанности по дому? А на что вообще можно ориентироваться? Есть ли какие-то возрастные рамки навыков и умений? Ведь не будем же мы требовать от младшего школьника приготовить "первое, второе и компот", но, с другой стороны, регулярные попытки старшеклассника "откосить" от мытья посуды способны вызвать справедливое негодование...
Итак, вот примерный перечень того, что должны уметь делать дети по обслуживанию себя и близких:
5 лет. Разливать по стаканам сок или молоко; собирать ягоды в саду; убирать детскую комнату; складывать белье и убирать его на разные полки; отвечать на телефонные звонки и набирать номер телефона; помогать маме кое-что готовить; выносить мусор; накрывать на стол; вытирать пыль с мебели; кормить животных.
6-8 лет. Поливать цветы; чистить овощи безопасной овощечисткой; вытряхивать коврики; готовить простую еду (бутерброды, фруктовый салат); вешать свою одежду на плечики в шкафу; сгребать листья и траву граблями; ходить вместе с мамой за покупками и нести их домой; выводить на прогулку собаку.
9-10 лет. Менять постельное белье; самостоятельно совершать покупки по списку в ближайшем магазине; гладить некоторые вещи; готовить еду для семьи, хотя бы по выходным; обслуживать гостей; планировать собственный день рождения и другие детские праздники; зашивать свою одежду и пришивать к ней оторвавшиеся пуговицы; мыть семейный автомобиль.
10-11 лет. Оставаться дома с младшими детьми; выполнять некоторые поручения, связанные с поездками на городском транспорте по знакомому маршруту; упаковывать свой чемодан; полностью сервировать стол, раскладывать блюда по тарелкам, убирать со стола и мыть посуду; нести ответственность за свои увлечения.
11-12 лет. Укладывать спать младших детей и читать им; помогать делать ремонт в квартире; чистить противни и плиту; следить за необходимым количеством продуктов в холодильнике; гладить свои вещи; стирать свое белье.
Если маленький ребенок потеряет интерес к работе, не закончив ее, лучше похвалить его за то, что он сделал, чем принуждать к продолжению. От более старших детей можно ждать большей последовательности, но и здесь нужно прежде всего отметить их вклад, а уже потом – качество сделанного.
К 10-12 годам ребенок способен делать практически все, и здесь необходимо выделить его «территорию» – то, за что он отвечает. Если ребенок несет ответственность за что-то по собственному выбору, то это может иметь массу полезных результатов: признание его взросления, полезность его для других, возможность похвалить его за сделанную работу, а если работа не выполнена, то не приходится его ругать и заставлять – и так очевидно, что сделать это нужно.
По материалам книги «Практическая психология для педагогов и родителей» Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика плюс, 2000.