2024
Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты Комиксы Статьи Видео Советы Тесты Библиотека Маршруты Комиксы

Да здравствует кризис!

Да здравствует кризис!

В течение жизни любой человек проходит через череду возрастных кризисов. В наше неспокойное время термин может показаться немного тревожащим, но кризис – это не пожар и не потоп. Детские возрастные кризисы недаром называют «нормативными» - это непременная часть взросления ребенка, перехода его на очередной новый этап. У каждого кризиса своя задача – освоить новые навыки, новые возможности, новые способы функционирования как на психофизическом уровне, так и на социальном.

Наступление кризиса определяется готовностью организма – физической, психологической  и социальной к решению новых задач развития. Иногда это требует смены прежних механизмов, стереотипов действия, и негативное поведение ребенка -  часто способ освободиться от них. Например, маленький ребенок очень нуждается в защите взрослых. Поэтому в общении он ориентируется на послушание, обучение у взрослых, копирование их действий. Но начинается новый этап, и подросток нуждается в обретении самостоятельности – поэтому ему важно освободиться от влияния взрослых и понять, что он может сам по себе, он начинает в большей степени ориентироваться на среду своих сверстников – ведь ему предстоит жить и осваивать мир со своим поколением. Именно поэтому он конфликтует с родителями.

Во время кризиса меняется ведущая деятельность – то есть та деятельность, которая обеспечивает задачи развития на данном этапе.

Например, младший школьник узнает мир и осваивает способы взаимодействия с миром. Он развивается через учебу и овладение наработанными человечеством способами взаимодействия с миром, которые предлагают взрослые. Поэтому младшие школьники заинтересованы в учебе, слушаются взрослых,  в их жизни появляется новый большой авторитет, помимо мамы и папы - учитель. 

Несколько фактов о развитии младшего школьника - здесь.

Подростки, освоив способы взаимодействия с миром, идут «пробовать его на зуб» и реализовывать себя. Поэтому учеба теряет свое значение как ведущая деятельность, в этот период нередко падает мотивация к учебной деятельности. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками.

Подростку трудно или невозможно тягаться со взрослым, но он требует самостоятельности и проявления себя, поэтому он отрицает опыт и заботу взрослых, зато большое значение приобретают друзья и сверстники.

О причинах и проявлениях подросткового кризиса – здесь

 

Мальчишки и девчонки?